Достопримечательности крупнейших городов Европы и всего мира
Рубрика: Италия
Просмотров: 1523

Шедевры Ватиканских музеев

Длинный путь по ватиканским музеям в конце концов приводит в узкий коридор, в конце которого висит стрелка с надписью «Сикстинская капелла». После нее из громкоговорителя на шести языках следует предупреждение: «Прекратите разговоры, вы вступаете в святое место...» И тишина.

Шедевры Ватиканских музеев

О Сикстинской капелле писать страшно, ибо количество слов, которые нужно о ней сказать, резко превосходит возможности книги. Построена она была в эпоху правления папы Сик-ста IV по проекту Джованни дей Дольчи и Баччо Понтелли с 1475 по 1481 г. Тогда же началась ее роспись. Вначале капелла создавалась как лично папская, только позднее ее приспособили для выборов понтифика со сложным церемониалом, включающим разноцветный дым, запирание на ключ и прочие таинства, сопровождающие процесс.

Шедевры Ватиканских музеев

Восхищают, конечно же, росписи шести величайших творцов начала Возрождения: Перуджино, Гирландайо, Боттичелли, Пинтуриккьо, Росселли и Синьорелли. Все фрески написаны за два года, с 1481-го по 1483-й. Правая стена (если смотреть от алтаря) - Ветхий Завет, левая - Новый. Шесть и шесть, всего двенадцать. Символично. По числу колен израилевых, апостолов, месяцев, часов... Фрески великолепны и удивительно хорошо отражают главные моменты древней иудейской и раннехристианской истории.

Шедевры Ватиканских музеев

Притчи и философия. Мораль и дух. Вера. По сути дела, правая сторона - это житие Моисея, левая - житие Иисуса. При этом картины, как правило, подчиняются закону парности: друг напротив друга - «Обрезание у иудеев» и «Крещение Иисуса»; «Принесение Моисеем скрижалей народу» и «Нагорная проповедь Иисуса». И наконец, «Завещание и исход Моисея» и «Тайная вечеря Иисуса». Противостояние? Нет. Противопоставление? Тоже нет. Папа Сикст хотел показать глубокую философию и преемственность обеих религий... Папа хотел показать идентичность обоих Мессий. Не круг, но спираль развития.

Девять картин из Книги Бытия: тут и отделение света от тьмы, и грехопадение, и изгнание из Рая, и опьянение Ноя. А чего стоят фигуры на «парусах»: Кумекая Сивилла или пророк Иезекииль, или пророк Иеремия, плач которого разнесется по всей Иудее. Плач Иеремии. Там, на потолке, глубоко веровавший художник показывает предтечей давно жданного иудеями Спасителя - весь род Давидов: юного Соломона (еще не царя) с матерью, юного Ро-воама и, наконец, юного Иосифа. И тоже с родителями, ибо в родстве, в передаче «Завета» все дело.

Шедевры Ватиканских музеев

Микеланджело - философ, и он дает великую историю Ветхого Завета, Библии, Торы: борьба Давида с Голиафом, Юдифь с головой Олоферна, спасение народа царицей Эстер, насылание Богом змей на евреев во время странствий по пустыне - четыре треугольных угловых паруса, четыре главных события. Удивительны их позы, эти смелые развороты тел, удивительны проникновенные, пронзительные взгляды: Кумекая Сивилла, пророк Даниил, казнь Амана. А вечерами этот гений, приходя домой и даже не смыв с рук краску, брал карандаш и писал стихи. Он был философ. Он был поэт.

Шедевры Ватиканских музеев

Через 23 года гениальный художник снова переступил порог капеллы, чтобы создать уже последнее бессмертное свое творение - «Страшный суд». Новый хозяин Ватикана - папа Павел III не нашел никого, кто мог бы воплотить в жизнь его идею: нарисовать на алтарной стене «Страшный суд». Для этого он готов был даже поступиться фресками Перуджино. И не ошибся папа: рукой стареющего Микеланджело водит божественная гениальность... Кто сказал, что Христос должен выглядеть замученным на кресте старцем? Нет, говорит бесстрашный в своей гениальности художник, Бог - он и красив как Бог. И он создает Иисуса молодым атлетом, который судит, и судит безжалостно, как это делает только молодость. Нет второго такого образа Христа во всей мировой живописи. Никто не осмелился.

Шедевры Ватиканских музеев

Вот сейчас взмахнет рукой Сын Божий, и свершится Суд. И полетят в ад, в Тартар, те, кто находится в правой части картины. Там, где по церковной традиции помещаются грешники. И отвернула голову Мадонна - постоянная заступница человечества, ибо не властна сейчас над сыном своим и, жалея людей, все-таки принимает справедливость Суда. И происходит это действие в пронизанной человеческим шепотом тишине, ибо по правилам Ватикана сегодня здесь молчать надо. Говорит Бог, и только Бог... Еще секунда, и зазвучит грозное и страшное: «Подите от меня, проклятые...» И свершится. Все, большего сказать невозможно - смотреть надо.

Рекомендуемые статьи:
Комментарии