В XIX веке (точнее, в 1869 году) в Великобритании спустили на воду чайный клипер Катти Сарк (англ. Cutty Sark). В те времена на таких судах осуществляли перевозку чая, шерсти, пряностей. Тогда это были весьма ценные продукты. Этот удивительный памятник прошедшей эпохи сохранился до наших дней и сейчас находится на почетной вечной стоянке в гринвичском доке.
Каждый день на Катти Сарк приходят полюбоваться туристы из разных стран. Но 21 мая 2007 года с «дедушкой-клипером» случилась беда: в одном из темзенских доков, где проходила его реставрация, возник пожар, и легендарное судно сгорело.
Несмотря на все усилия, от огня пострадала практически вся обшивка (конечно, деревянная), а также перекрытия палуб. Стоимость реставрации с учетом повреждений от пожара составила 35 миллионов фунтов. Благодаря титаническим усилиям, специалистам удалось сохранить структуру судна, а также усилить его сильно пострадавший от ржавчины и времени железный каркас. Эти работы оценили в сумму порядка 50 миллионов долларов.
Как было сказано выше, построили чайный клипер в 1869 году. Тогда недалеко от Глазго находились верфи Дамбартона, где судно и появилось на свет. Название «Cutty Sark» не случайно – так звали ведьму из поэмы Вальтера Скотта. Владельцем «новорожденного» стал знаменитый в то время судовой магнат Джон Уиллис.
Поскольку клипер чайный, изначальна его задача была доставлять из Китая такой любимый англичанами чай. Но в дело вмешался научно-технический прогресс, и консервативное парусное судно уступило место новомодным машинам, использующим пар и, соответственно ходящими по новому маршруту – через Суэцкий канал. Тогда «Катти Сарк» стали использовать для доставки австралийской шерсти.
До 1922 года клипер еще худо-бедно спорил с пароходами, занимая свою нишу в торговых перевозках. Потом Уилфред Доуман, капитан с задатками бизнесмена, приобрел его в собственность, полностью реставрировал и стал использовать в качестве обучающего макета.
Четверть века в Морском училище «Кати Сарк» помогал делать из юнг капитанов, но и здесь не выдержал конкуренции: более современное судно пришло ему на смену. «Старика» безжалостно разобрали на запчасти, и тут его история могла и закончиться, если бы не руководитель Национального Морского музея Фрэнк Карр. Заручившись помощью Принца Филиппа, он восстановил клипер и поместил его в упоминавшийся уже темзенский док. Произошло это в 1954 году.
Информация для туристов
Адрес: King William Walk, Greenwich, Greater London SE10 9BG, Великобритания
Телефон: +44 20 8858 3445
Наземное метро: станция Cutty Sark