Сан-Джордже
При наличии свободного времени не вредно съездить на остров Сан-Джордже - посмотреть великолепную работу Андреа Палладио (1565-1580) для церкви Сан-Джордже Маджоре. В интерьере - «Тайная вечеря» и «Сбор манны» Тин-торетто. Раньше остров полностью принадлежал бенедиктинскому монастырю и был практически закрыт. Потому и сохранился... С него открывается великолепный, неповторимый вид на Пьяццетту и Дворец дожей. К слову сказать, уже в наше время именно здесь происходило первое заседание «Большой восьмерки»: и красиво, и охранять легко - остров все-таки.
Кьоджи
И конечно, Кьоджи - этот город контрабандистов, авантюристов, всевозможных жуликов, но и кружевниц, и рыбаков, и мореходов всех наций. Город, через посредство которого Генуя хотела когда-то задушить Венецианскую республику. Город, охранявший вход в лагуну: ее ворота, чистилище и одновременно отстойник всего того, что боялось контакта с суровой венецианской полицией. Но это в прошлом. Сегодня здесь индустрия развлечений, пляж, сезон... Город художников и любителей тишины. Город венецианских чаек, прилетающих сюда отдохнуть от туристов.
Джудекка
На соседней Джудекке, где до переселения в Гетто (1527) жили евреи, - церковь Реденторе, также работы Палладио, стиль которого, названный «палладианством», был чрезвычайно популярен в России. Присмотритесь к зданиям Кваренги и Камерона, работавших в Санкт-Петербурге, и вы увидите, как из прекрасной благородного желтого цвета библиотеки Академии наук на набережной Невы выглядывает хитроватый лик Палладио. А для барских усадеб во всей великой России он стал просто непререкаемым авторитетом.
Даже в оперных декорациях из «Дубровского» - дом с колоннами, широкое крыльцо. Правда, в России он стал именоваться не «палладианством», а классицизмом -дань первоисточнику. Ну а в Америке, в качестве домов американских плантаторов, он воскрес снова, для того чтобы потом незаметно и исподволь, с помощью американского пропагандиста «палладианства» Джефферсона, завоевать и сам Вашингтон. И даже Белый дом. А затем уж, понравившись «отцу народов», стал прообразом дворцов и домов культуры по всему бывшему СССР. Сейчас вы можете видеть истоки. Хотя еще лучше для этого не полениться и проплыть на маленьком смешном пароходике по канальчику уже на материке, меж кукольными разводными мостами, в саму Виченцу и посмотреть пару-тройку вилл, построенных маэстро для венецианских патрициев. Впечатляет. Там Палладио развернулся.
И особенно хорошо видятся эти истоки в фасаде прекрасно спроектированной Палладио церкви Реденторе, на том же острове Джудекка. Само имя архитектора происходит от богини Афины Паллады. А до «принятия» псевдонима сына простого каменотеса из Падуи звали проще - Андреа Гондоло.
Церковь Реденторе
Как и бальтазаровская де Салюте, церковь Реденторе была поставлена «по обету за избавление от чумы». Поэтому в День благодарения, в третью субботу июля, по столетней традиции через пролив Джудекка наводится гигантский понтонный мост, и тысячи венецианцев переходят на тот берег, чтобы, помолившись, рассесться за сотнями столиков прямо на берегу канала, со своей знаменитой палентой, рыбой и прекрасным розовым «Вальполичелла», которое автору впервые довелось попробовать в маленьком итальянском городке Комо, на берегу одноименного озера. И стало вином на всю жизнь. Особенно если вместе с «прошютто» - тончайше нарезанным темно-красным мясом, завяленным древним способом в запахе трав на старом-престаром сеновале, и обязательно с ломтиками ароматной желтой дыни. Непонятное для русского вкуса сочетание острого со сладким. Лучше этого, как говорил мой попутчик-итальянец, только Любовь.