Пройдя палаццо Медичи - Рикарди с двумя чудными внутренними двориками и Капеллой волхвов Беноццо Гоцолли, выходим к следующему превосходному месту - Пьяцца Сан-Марко на Виа Кавур. Хорош и сам монастырь, имени знаменитого евангелиста, где жил пришедший из Феррары монах Савонарола. А потом сподобился и настоятелем стать.
Внутри есть чудесные картины, особенно Фра Анжелико, который в свое время потряс Николая Гумилева более всех других в Италии. Вообще фигура монаха-художника довольно часто встречалась в Средние века и в католицизме, и в византийской Руси. Например, монахом был Феофан Грек, расписавший барабаны, закомары и купола белоснежных новгородских церквей. Многие братия пытались рисовать «жития святых» и иконы, мы знаем, что этим занимался даже сам апостол святой Лука, но такая тонкая и одухотворенная живопись, какой выделяется Фра Анжелико, заставляет отнести его к самым гениальным. Не случайно сегодня так велик интерес к нему.
Там же и Фра Бартоломео, который оставил для нас портрет соседа по келье - Джироламо Савонаролы. Кстати, сохранилась и келья недоучившегося феррарского школяра, а затем монаха, харизма которого была такова, что на площадь, где жгли «бесовское», многие приносили живопись добровольно и собственноручно: никто не заставлял, достаточно было слова учителя. Есть предположение, что одна из сожженных во время «кампании» картин была «Леда» Леонардо да Винчи, которую пытаются отыскать вот уже более 500 лет. Принес свои полотна и Боттичелли.
Напротив монастыря небольшое двухэтажное здание, прозванное народом - Палаццо Ливии. Сей уютный домик любил посещать герцог Тосканский - Пьетро Леопольдо. Жила в нем знаменитая римская балерина Ливия Раймонди. А герцог очень танцы эти любил. Говорят, даже некоторые новые па изобрел. Ну это так, между прочим, деталь, и к образу Флоренции отношения не имеет. Да и к Медичи тоже, так как после 1743 г. это были уже Габсбурги.
Рядом с площадью, всего в 100 метрах, находится Галерея Академии со всем своим скульптурным богатством в оригиналах, хотя все это, кроме четырех микеланджеловских «Рабов», предназначавшихся для грандиозной гробницы папы Юлия II в центре старого римского собора Св. Петра, можно увидеть на свежем воздухе и задаром.
Сюда в 1873 г., по специально проложенным от площади Синьории временным рельсам, приехала платформа с самым ценным экспонатом. На ней находился Давид: везли его стоя. А чтобы не дай бог не попортить, - путешествие длиной чуть более километра длилось несколько дней.
Город замер, были даже протесты и демонстрации. «Не отдадим Давида!.. Не отдадим нашего Гиганта», - кричала толпа. Никто не верил, что возможно повторить гения и около Палаццо Веккьо встанет абсолютно неотличимая копия. Получилось.