Достопримечательности крупнейших городов Европы и всего мира
Рубрика: Италия
Просмотров: 3728

Пинтуриккио – символ Сиены

Бернардино ди Бетто ди Бьяджо, прозванный позднее Пинтуриккио, родился в Перудже, в богатой талантами Умбрии, в 1454 г. Ему самим местом своего рождения надлежало стать помощником маэстро Перуджино и товарищем другого будущего гения - Рафаэля. Но если Рафаэль был прямым учеником ум-брийского маэстро, то Пинтуриккио скорее считался его коллегой, который, работая на пару, получал по негласному договору треть гонорара - тоже неплохо. Ибо заказов у Перуджино было хоть отбавляй.

Пинтуриккио – символ Сиены

Судьба положила ему прожить меньше шестидесяти лет. Может, этим и объясняется, что работал молодой Бернардино как сумасшедший, не слезая порой с подмостков целые сутки. Как бы там ни было, но в возрасте всего 27 лет Сикст IV приглашает его расписывать только что построенную Сикстинскую капеллу (как назовут ее позже).

Великолепная шестерка

Вместе с лучшими флорентийцами он попадает в ту самую «великолепную шестерку»: Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Козимо Рассели, Лукка Синьорелли и умбриец Перуджино. Шестым стал он - Бенджанино ди Бетти по прозвищу Пинтуриккио (было, правда, и другое прозвище -Сордиккио, которое сейчас уже почти забыли).

Но фортуне мало было записать его в бригаду «олимпийцев», она решила дать ему еще больший шанс: именно ему папа Сикст поручает написать два первых полотна из параллельных жизнеописаний судьбы двух посланников Бога - Моисея и Христа. Он пишет «обряд посвящения» Богу, существовавший в Ветхом и Новом Завете. На правой стене Ангел с мечом повелевает Моисею не игнорировать обрезание иудеев, а на левой Иоанн крестит Христа водой Иордана. Так начинается повествование о двух величайших мессиях.

Апартаменты Борджиа в Ватикане

Наверное, этого было бы и достаточно, чтобы стать великим, но судьба распоряжается по-другому. Сразу за этим Пинтуриккио расписывает апартаменты Борджиа в Ватикане. И этого тоже было бы достаточно. Но фортуна дает ему еще один судьбоносный шанс: оставить свою кисть на стенах знаменитой церкви Санта-Мария ин Аракоэли, на месте, где сам первый император Рима - Август - поставил первый алтарь в честь родившегося в Иудее Спасителя мира, о котором совсем неожиданно «провещала» ему Сивилла.

Через 300 лет в этой церкви Константин похоронит свою мать - великую христианку Елену. Наконец, здесь, спустя 70 лет после его росписей, будет пировать свою победу в битве при Лепанто римский адмирал Марк Антоний Колонн. А сейчас, в 1494 г., художник полностью расписывает большую капеллу, посвященную тому, в честь которого он был назван при рождении, - святому Бернардину. (Сегодня это один из настоящих шедевров Рима.) Заметьте, во время писания этих фресок ему еще нет сорока лет... Но он все равно спешит. Лозунг Ренессанса прост: если фортуна сыплет на тебя изобилие, отворачиваться или отказываться нельзя. Она этого не прощает и уходит навсегда. Значит, надо браться за все заказы.

Церковь Санта-Мария дель Пополо

Церковь Санта-Мария дель Пополо

Он остается работать в Риме, в той самой зловещей церкви Санта-Мария дель Пополо, построенной на месте самоубийства Нерона, «нехорошем» месте, как говорили в народе, около знаменитых Порто дель Пополо, и перестроенной незадолго перед приглашением Бернардино благоволящим к нему Сикстом IV. Церковь, которая вполне может считаться (да и считается) мировым музеем, ибо где еще вы найдете под одним сводом: Пинтуриккио, Рафаэля, Сансовино, Бернини и Караваджо, да еще рядом с иконой, написанной рукой самого апостола святого Луки, в здании, построенном Браманте. Больше об этом чуде говорить нечего, смотреть надо. Долго и с удовольствием.

Однако все это для богини-судьбы было лишь разминкой, подготовкой к ЧУДУ, к божественному озарению. И вот это-то озарение и приходит к уже зрелому мастеру здесь, в божественной (другого слова не скажешь) Сиене. Однако подписанию договора с самим папой Пием III предшествовала длинная история.

Будущий двестидесятый папа Пий II Пикколомини, родившийся недалеко от Сиены, в местечке Вальдорче, и названный при рождении символически - Энеем (вспомните горящую Трою), став по рукоположении Каликста III архиепископом Сиенским, решает построить библиотеку, в которой можно будет разместить уникальные старинные книги и церковные хоралы. Обычно у пап планы с делами не расходились.

Следующий кардинал из семейства Пикколамини, родившийся в Сиене племянник Пия II, ставший двестипятнадцатым по счету папой, спустя 39 лет после смерти дяди решает создать его мавзолей. Но не материальный, а духовный: описать весь сложный и, по его мнению, славный жизненный путь своего предшественника. И вот на эту великую работу приглашается уже известный всей Италии Пинтуриккио. Ему идет сорок восьмой год: он хочет, и он может создать шедевр. Остальное в описании не нуждается. Зайдите в собор и, пройдя двадцать метров, войдите в небольшую узкую дверь в левом нефе.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Качество и сохранность фресок в самом прекрасном Дуомо Тосканы и даже всей Италии таковы, что по ним можно прямо сейчас не только читать в подробностях историю жизни папы (да и всей тогдашней Италии, ибо связано это...), но и учить студентов живописных академий и цветовому решению, и блестящей композиции, и гармонии с архитектурой зала, и еще многому другому.

Десять картин, вписанных в ниши небольшой, похожей на расписанную шкатулку залы, охватывают всю длинную и богатую событиями жизнь великого представителя известной и миру, и церкви семьи Пикколомини, а сами персонажи сочных и насыщенных людьми фресок, их лица (кстати, исторические), разворот головы, цвет шляпы молодого всадника, удивительные наряды женщин, давно вошли на страницы самых лучших изданий, посвященных только шедеврам живописи.

Шедеврам настолько неоспоримым, что флорентиец Вазари даже заподозрил, что картоны к фрескам написал приятель Бернардино - Рафаэль. Ну а по таким гениальным эскизам почему бы и не написать гениально. Сегодня мы точно знаем, что это не так. Рафаэль никогда их не рисовал.

В пятьдесят девять лет он умер. Умер там, где и приобрел свою славу - в Сиене. Хронист пишет, что за несколько дней до смерти Пинтуриккио зашел в библиотеку, постоял там с полчаса и, ни слова не говоря, вышел. Выходя, он улыбался. То ли восхищаться заходил, то ли прощаться. Кто знает.

Рекомендуемые статьи:
Комментарии