А что же публика, которая вместо кровавых зрелищ предпочитала любовные баталии? Пожалуйста! Как в любом порядочном городе, в Помпеях действовал самый что ни на есть современный экономический принцип: «спрос определяет предложение».
А так как спрос был, и немалый. То ли ели чего специфическое, то ли солнечная активность выше стояла, то ли любимый римлянами соус «Гарум» из рыбьих потрохов виноват, а может, народ просто на 2000 лет моложе был, но спрос был большой. Вы, конечно, догадались, что речь идет о... самой древней профессии.
Так вот, в маленьком городе Помпеи было 25 публичных домов. В один из них, полностью откопанный, со специфическими «фресками» на стенах, сегодня валом валят группы японцев. Может, надеются, что не все жители города вымерли. Кстати, в заведениях такого рода в основном работали иностранки: все как сегодня (римские матроны их даже за соперниц не считали). Главное, что можно сказать после посещения заведения, это то, что в этом вопросе наш «просвещенный век» ничего нового не изобрел. Даже наоборот: для поощрения неопытных, а может, для конкретизации услуг и назначения тарифа, в заведении висели (в виде античных фресок, конечно, а не каких-то пошлых фотографий из «Плэйбоя») те самые картинки, которые сегодня юноши и девушки с интересом рассматривают в «Камасутре».
Против наиболее популярных поз и цена стояла: выбирай, что более любишь или что позволяет карман. Опять же, «ничего не ценится так дорого и не стоит так дешево». Услуги стоили не более цены чаши (читай - стакана) вина. Уж если совсем высокий класс - две. И не какого-нибудь там импортного «Калифорнийского», а родного, домашнего - кьянти.
Но зато потом можно было долго и дорого платить эскулапу: никакой гарантии клиенту сервис не предоставлял. Любовь есть любовь - всегда риск. Но желающих рискнуть было много, особливо учитывая, что Помпеи того времени были портовым городом. А моряки, они и в Африке моряки. О желании народа сразу после благополучного окончания плавания «причаститься святых даров» красноречиво говорят вырубленные прямо на тротуаре указатели. При этом убедительность и точность рекламы даст сто очков вперед современному паблик релэйшн. Для нахождения «учреждения» знание языков не требовалось. Указатель был понятен всем. Увидите сами.
Вероятно, эта часть человеческой жизни вообще была как-то «на слуху» в древних Помпеях (возможно, нутром чувствовали, что недолго осталось), ибо во многих виллах на стенах спален, а в одном месте и вовсе при парадном входе, живопись в виде фресок можно, безусловно, отнести к разряду после 16, может, и позже. Зависит от скромности и вкуса. Так что Амстердаму с его улицей красных фонарей можно и поостыть.
Умиляет и позиция власти в отношении любовных утех сограждан. Тот же небезызвестный Калигула, работавший некоторое время в Риме императором (пока его собственная «крыша» не убрала), решил, что деньги не пахнут не только из туалетов, но и из... публичных домов. И ввел оплату за посещение. Но не исполнительницам самого старого сервиса, а ему - императору. Плати налог и работай.
Кстати, и налог вполне божеский учредил: плата с одного клиента в день, все остальные клиенты -твои. Очень гуманный подход: при такой постановке вопроса, наверное, и сегодняшние «правозащитники» не возражали бы. Правда, в одном «лупы» (волчицы), как назывались древние жрицы любви, были ущемлены: им не разрешалось свидетельствовать в суде. Считалось, что если женщина продает тело, то и показания ее купить можно.
Возвращаясь к фрескам с изображением мужского естества, коих в Помпеях предостаточно, надо отметить, что бог Приап являлся у римлян ответственным за плодородие всего окружающего мира, а не только хозяек дома. Кроме того, он защищал от «сглаза» и вообще работал как бы привратником: посему его изображение часто рисовалось при входе.