Итак, позади у нас город, но впереди - еще целое государство, возникшее в Риме, когда причисленный церковью к лику святых император Константин в 326 г. вручил Сильвестру I грамоту на владение землей и повелел построить базилику над гротом, где более четверти тысячелетия назад второй по счету римский папа - святой Климент с учениками похоронил распятого вниз головой (дабы не уподобляться Иисусовой казни) Учителя.
«Ты Петр - камень, и на камне сем построю Я церковь мою...» Так возник этот главный христианский Храм. Исполнилось реченное Господом! В точности «на камне сем».
А в 1929 г. в Латеранском дворце дальновидный Муссолини подписал с папой Пием XI соглашение об образовании отдельного от Италии государства Ватикан (0,44 кв. км), чем и поставил себя чуть ли не в один ряд с Константином и Пипином Коротким, даровавшим в 760 г. папам права на папскую область.
Строительство собора началось с акта «вандализма», но вандализма осознанного и во благо. В 1452 г., при понтифике Николае V, здание обветшавшей первой базилики Святого Петра, построенной еще самолично Константином и простоявшей без малого больше 1000 лет, было разрушено. Согласитесь, что 1000 лет - это срок! Разобрать памятник поручено было Бернардо Росселлино. Он начал, но не закончил, не было денег. Продолжилось все только при Юлии П. Этот задумал не только новый собор возвести, но и «похорониться» в нем самому: не довелось, хотя памятник великий из семнадцати скульптур Микеланджело для себя заказать успел. Но это совсем другая история.
Разрушать не проще, чем строить, - об этом блестяще написал Генрих Белль в своем романе «Бильярд в половине десятого». Поэтому роль «мастера-разрушителя», которым назовет его острый на слово Рим, выпадает великому Браманте. С него и началась череда великих. А в 1506 г. папа Юлий II заложил первый камень в основание нового храма. Закончилось все это через 160 лет, в 1666 г., установкой 140 статуй на грандиозной колоннаде Бернини, которую повелел возвести великому маэстро неистовый папа Александр VII из семейства Киджи.
Теперь, пройдя мимо стоящих на паперти огромных фигур главных столпов церкви Петра и Павла, войдем в собор. В любом путеводителе написано, что это самый большой христианский храм в мире: для вящей демонстративности на полу собора нанесены черточки, наглядно показывающие, где заканчиваются другие наиболее крупные храмы. Все они легко помещаются под сводами собора Святого Петра.
Но разве дело в размерах? Можно построить храм больше, но нельзя вмонтировать в пол мраморную красноватую плиту, на которой в 800 г., в рождественскую ночь, папа Лев III посвятил в императоры «Первого рейха» Карла Великого (у самого входа). Причем неожиданно для Карла. А Карл, в свою очередь, надел тиару на папу. Церковь и Трон договорились править миром сообща! (Но нет ничего вечного на земле: договор непрерывно нарушался, и власть многократно делили сызнова. Кому чего. То кесарю, то Богу.)
Святыни собора святого Петра в Ватикане
И это не все: внутри четырех огромных колонн, поддерживающих самый большой после Пантеона купол Микеланджело, находятся четыре святыни: кусок Креста Иисуса, привезенный из Иерусалима матерью Константина Еленой. Наконечник копья сотника Лангина, пронзившего в правое подреберье распятого Бога, когда Пилат повелел проверить, жив ли Иисус, пред тем, как отдать его тело для погребения Иосифу.
Плат Вероники, которым отерла она пот со лба «несущего крест свой» на одной из «станций» по последнему пути великого пророка и Мессии на гору Голгофу. И глава Андрея Первозванного - того самого, крест которого в виде буквы «X» изображен был на российском военно-морском стяге. Святой апостол Андрей, которого Иисус первым позвал вместе с Петром следовать за ним, почему и получил прозвище - Первозванный. Тот встал и пошел, и пришел в бессмертие через распятие на «особенном» кресте, коего ранее еще не было... Но до этого успел подняться по Днепру до будущего Киева и благословить его, за что и был на Руси почитаем. В нишах огромных столбов - такие же огромные статуи владельцев реликвий: Елены, Вероники, сотника Лонгина и Андрея. Все четыре - работы Бернини.
И снова к уникальности собора. Можно ли найти еще где-либо деревянную кафедру, с которой проповедовал Петр? Подлинную, чудом сохраненную. Ответ ясен: нет второй, а единственную, почерневшую от времени и виденного, насчитывающую сегодня 2000 лет, Бернини поместил высоко-высоко за алтарем, под сияющим удивительным неземным светом окном из природного алебастра... Словно в окно храма все время светит солнце или сам святой дух проникает. И зажмуриваются глаза от непривычной красоты на фоне летящего голубя... И представляешь себе, как давным-давно, целых 2000 лет назад, не спеша, под благоговейное молчание маленького зала собравшихся тайно людей, входил на нее нестарый еще, но очень мудрый человек, огромную лысину которого компенсировала окладистая борода, которую он по иудейским законам, конечно же, никогда не стриг. И говорил.
Захоронения собора
В соборе множество захоронений римских пап. Есть Канова с уснувшими львами, сделавший просветленно-холодного (как все у Кановы) Иннокентия VIII, есть Поллайола с лежащим словно живым - только бронзовым - Климентом VIII, есть Арнольфо ди Камбио, изваявший Петра, правую ногу которого буквально «слизали» за 700 лет верующие, желающие получить прощение.
Все они интересны, но, пожалуй, более всего красоты и даже какой-то нечеловеческой проникновенности достало памятнику покровителя великого скульптора. Монумент папе Александру VII, сотворенный опять же Джанлоренцо Бернини, даже и не памятник вовсе, а поэма в камне, который замыслом скульптора превращается в легчайшее розового мрамора покрывало. Стоишь и смотришь зачарованно.
Что ж, как писал Михаил Юрьевич, есть «Божий суд»: он поставил его имя сразу за великим флорентийцем, за Микеланджело. А все-таки жаль старика. Собственно, так же и даже еще больше не повезло его постоянному и тоже гениальному сопернику - Борромини, тот и вовсе покончил с собой, пронзив себя шпагой, да еще и умер при этом не сразу, а три дня мучился. То ли рок, то ли чрезмерная гениальность и чувствительность, то ли все вместе. Зато есть экскурсия: «Рим Бернини», и есть карта Рима с нанесенными на ней удивительными творениями Борромини.)
Монумент Александру
А монумент Александру не просто восхищает, но изумляет легкостью и теплым цветом огромного мраморного покрывала, наброшенного под ногами папы на его величество Смерть. У нее нет лица, ибо еще никто не видел его при жизни, а кто видел - не вернулся, чтобы рассказать, но в руке у нее часы. И время в них истекает. Гениальный афоризм, плюс простота, плюс совершенство форм. Ведь гениальность заключается в отсутствии альтернативы. Когда вещь закончена, кажется, что именно такой и только такой она могла и быть. И все просто.