Последнее, что хочется и, вероятно, стоит посмотреть, - Аппиева дорога. «Королева дорог», как ее называли еще древние, ибо построена она была в 312 г. до н.э. Устраивал и надзирал за стройкой цензор Аппий Клавдий по кличке Слепой. А «королевство» дороги сей заключалось в том, что Аппий впервые в мире покрыл ее камнем, сделал, как сказали бы сейчас, - твердое покрытие.
Именно дороги были одним из главных изобретений Рима, позволивших не только четко функционировать этой огромной империи, но и завоевывать новые территории. Во главе римских легионов всегда шли строители дорог. Особенно когда они достигли германских лесов. Это сейчас везде в лесах есть просеки, а тогда. Попробуйте без дороги провести сквозь дремучий лес сто тысяч... Да телеги с провиантом, да запасное оружие. Да маркитанток разных.
Аппиева дорога начинается на расстоянии всего 30 минут быстрой не езды, а ходьбы от Колизея. Она выходит из Аврелие-вых стен, из ворот Святого Себастьяна, и устремляется сквозь Кампанью к оконечности итальянского «сапога», к Капуе, а затем на Бриндизи. Каждый ваш шаг по ней священен. По ней шел к Риму Ганнибал, но, не дойдя, повернул обратно, ибо оберегал ее римский «бог возвращений».
На ней находятся сегодня все главные катакомбы, в том числе Святого Себастьяна и Святого Калиста, где хоронили своих единомышленников первые христиане. В основном это были иудеи, поэтому катакомбы с левой стороны дороги так и называются «Эбрейке» (еврейские). Чуть дальше - цирк Максенция и мавзолей его сына - Ромула. Еще дальше - толстая башня гробницы Цецелии Метеллы - знатной римской матроны, жены сына Красса, того самого, что вместе с Цезарем триумвират придумал.
В 1302 г. гробницу «приватизировала» семья Каэтани, в самом деле, не пропадать же добру, достроила, прилепила наверху зубцы гибеллинские и превратила в крепость. Интеллигентные историки первой бывшей владелице усыпальницу «вернули», превратив в музей с платным входом, но зубцы поверх башни остались (смотреть в музее практически нечего, и взимание денег очень напоминает остроумную «плату за провал» Остапа Бендера).
А еще дальше - могила Сенеки, которому Нерон, как любимому учителю детства, предоставил великую честь: самому выбрать себе казнь. Римлянин повторил великого предшественника грека: Сенека выбрал самоубийство. Так как чаши с ядом под рукой не оказалось (а может, желудком мучиться не захотел), он вскрыл вены. И продиктовал первый в истории трактат о чувствах (и моральных, и физических) умирающего человека: он остался ученым до конца. Умирал во время торжественного прощального обеда с друзьями: то останавливая себе кровь, то пуская вновь и постепенно слабея. Слушал прощальные тосты. Отвечал. Он был философ, воспринимал смерть лишь как переход. Дорогу. (Кстати, в эту дорогу он захватил с собой и жену, которая не пожелала с ним расставаться... Да и веселее за компанию как-то...)
Рим бесконечен. Он способен возрождать самые что ни на есть удивительные истории, казавшиеся древним вымыслом. И Аппиева дорога здесь вне конкуренции: что вы скажете, увидев курган героев, погибших во время того самого легендарного поединка в войне за Альба-Лонга между тремя братьями Куриа-циями и Горациями, начавшейся после знаменитой клятвы -«Клятвы Горациев». Почти три тысячи лет, а как будто и сейчас слышен пронзительный лязг скрещиваемых коротких мечей.
Аппиева дорога вся обсажена кипарисами. В жаркий день, когда идешь одиноко в ее бесконечность (а на Аппиевой дороге одиночество приятно), постепенно, шаг за шагом, снова, как на Трастевере, возникает особое, удивительное, неповторимое чувство Рима... Того самого древнего Рима - колыбели.
На одном кусочке она сохранила свое, вероятно, самое первое состояние: древнеримское покрытие - огромные черные каменные плиты. Они все помнят. К ним хочется припасть лицом или ухом и слушать. А они могут рассказать многое. Например, как шел по Аппиевой дороге из Рима Петр. Он уходил от гонений, от неминуемой смерти, от искавших тело его. И уже отошел далеко, и уже спасся почти. И спали с него бинты, которыми были замотаны израненные ноги. И в этом самом месте стоит сегодня у дороги, на развилке, простая белая церковь. Такая же, как десятки подобных на Смоленщине или под Псковом. Не расписанная, не облепленная барокко... Простая, как само начало христианства.
И лежит на полу церкви одинокий белый камень. На нем вдавленный след двух больших ступней. Он прикрыт решеткой. Но когда Петр шел из Рима, ни церкви, ни камня этого со следами еще не было. Была Аппиева дорога. И вот в этом месте увидел апостол неожиданно идущего навстречу Учителя. Спокойно идущего босыми ногами по белому камню ее. Опешил Петр и спросил: «Кво вадис? Камо грядеши?»
«Ео Romam iterum crucifigi. Я иду в Рим, чтобы второй раз быть распятым...» - ответствовал Иисус и исчез, только остались на камне отпечатки Его ног. Посидел Петр, подумал и повернул обратно в Рим.