Достопримечательности крупнейших городов Европы и всего мира
Рубрика: Италия
Просмотров: 1655

Что посмотреть возле Пьяцца дель Пополо в Риме

Прежде чем покинуть площадь и войти в «трезубец», обратите внимание на примкнувшую к арке ворот третью церковь. Это и есть известная своей «дьявольской» историей Санта-Мария дель Пополо, которую в 1099 г. заложил папа Пасхалий II. На этом месте верная императору любовница погребла тело убитого рабом по его собственному приказу Нерона.

Санта-Мария дель Пополо

Считалось, что в могиле и выросшем из нее гигантском тополе обитает всяческая нечисть и даже черти, коих римляне очень боялись. И даже старались обходить стороной. Строительство церкви этот вопрос закрыло. Черти и церковь - несовместимы... Однако недавно «дьявольская слава» вернулась: именно ее выбрал печально (а может, не печально) известный Дэн Браун для свершения очередного акта ритуального убиения четырех кардиналов (хитроумно опустив несчастного в колодец в полу, куда раньше сваливали кости умерших).

Но, как нам кажется, главный интерес ее все-таки не в этом, а в прекрасной уникальной живописи. Целых два шедевра Караваджо («Обращение Савла» и «Распятие Петра») около алтаря слева, Аннибале Карраччи и Рафаэль, постаравшиеся достойно украсить капеллу банкира Киджи. А чтобы уж совсем превратить церковь в музей, дальновидные папы попросили правый ее неф расписать Пинтуриккио и поставили парочку пророков Бернини. После чего решили, что на одну церковь, притом небольшую, и хватит. В любой другой стране хватило бы на целый музей.

Санта-Мария дель Пополо

Что касается Караваджо, то еще две картины этого великолепного художника, которому только необузданный нрав и ранняя смерть не позволили взойти на самый верх живописного Олимпа, можно увидеть в церкви Святого Людовика Французского, которая находится недалеко от дворца Мадама (с 1871 г. -местонахождение итальянского Сената), расположенного на левой стороны Виа Корсо, не доходя каких-нибудь пятьсот метров до Пьяцца Венеции. Однако спешите, ибо в пять церковь уже закрывают. Да припасите пятидесятицентовую монету. Это не для пожертвования, а чтобы свет на картину включить.

Если после осмотра Караваджо, не жалея ног, дойти до площади Венеции, пересечь ее по диагонали и пойти вдоль огромной ямы императорских форумов, а потом, чуть-чуть не дойдя до Колизея, опять перейти направо, можно увидеть смонтированные паннокарты Рима разных периодов: от расцвета до заката великого европейского государства.

Площадь Венеции в Риме

Хотя, судя по картам, и не европейского даже: ибо входила в него и Азия, и Африка, и Ближний восток, и Туманный Альбион. Велик был Рим, так же, как и влияние его культуры, образа жизни, его знаний. Пройдя Колизей, можно углубиться в улицу Сан-Клементе. Это старинный путь крестного хода на великие праздники и по поводу просьб к Мадонне о защите города. По одной из легенд, именно здесь, во время крестного хода, произошли роды у папы Иоанна VIII (855-857), который оказался папессой.

Именно после этого случая был введен осмотр избираемого конклавом кардиналов будущего папы на специальном стуле. С ритуалом ощупывания: по принципу «не верь глазам своим». Но после папы Иоанна путь крестного хода, направлявшегося к базилике Сан-Джованни-ин-Латерано, никогда больше не проходил по Виа Клементе. Так, на всякий случай.

Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано

На этой улице находится одна из самых древних в Риме базилик, построенная во имя чуда великомученика Клемента, сосланного в Херсонес Таврический (о котором упоминает еще римский историк Плиний Старший). Церковь была разрушена во время штурма Рима норманнами Роберта Гвискара (1084), после чего над старой церковью через два века была восстановлена новая. Так возникла эта уникальная двухэтажная церковь. Нижняя, подземная базилика сохранила великолепные фрески начиная с IV в., а в верхней представлены мозаики семьи Космати, начиная с XII в. Великолепная золоченая апсида с мозаичным Агнцем и двенадцатью овнами. И уж конечно, косматиевские наборные полы.

Но, пожалуй, самое интересное внизу, в подземелье, внутри древней (III в.) нижней базилики. Там место упокоения человека, священного для всех, кто был и есть приобщен к восточной славянской культуре, для всех использующих в написании алфавит, именуемый в современном мире «кириллицей». Там, под простой плитой, место упокоения святого равноапостольного Кирилла. Первоучителя.

Стало быть, и к нам, грешным, дотянулся Рим своей рукой, и на нас распространил свою благодать... Может, поэтому он нам так близок. Может, и в этом тоже секрет одновременно знаменитой и крамольной фразы Гоголя: «Рим - родина моей души...»

А дальше уж и совсем просто: ведь «мы все вышли из гоголевской шинели». Вот и разгадка нашего удивительного чувства родства с Римом.

Рекомендуемые статьи:
Комментарии