Наследие Древнего Рима в Италии — пожалуй, самая значительная составляющая современных туристических маршрутов. Казалось бы, все они досконально изучены и уже приелись взыскательному путешественнику. Но и сегодня Италия может подарить своим посетителям множество скрытых сокровищ, таких как, например, древнеримские загородные виллы.
Роскошное убранство этих загородных резиденций подчас может соперничать с экспонатами Ватиканского музея, и именно их стоит посетить в турах по Италии. Предложения можно посмотреть здесь 888travel.ru/tours/italy. Почему же римляне уделяли столько внимания своим загородным домам?
Очень быстро Древний имперский Рим утратил свою архаичную суровость и превратился в огромный, шумный мегаполис, большинство жителей которого ютилось в многоэтажных плохо построенных домах без водопровода и отопления.
Римлянам приходилось постоянно бояться пожаров и обрушений — в городе, особенно в бедных кварталах, царил строительный бум, домовладельцы и подрядчики старались строить побыстрее и подешевле. Не удивительно, что теперь многие знатные римляне при первой возможности стремились хоть на несколько дней сбежать из города и отдохнуть на лоне природы.
Загородные виллы – колыбель древнеримской культуры
На многих виллах царило беззаботное веселье. Поэт Луциллий описывает, как его друзья Сципион и Лелий — образованнейшие и благороднейшие люди своего времени, отдыхая на вилле Сципиона, резвятся, как дети: в ожидании обеда они бегают вокруг стола, перебрасываясь салфетками. Когда на стол поставили щавель, Лелий, любивший это блюдо, громко закричал от восторга. Луциллий тут же сочинил шуточную оду щавелю.
На виллах богачей затевались роскошные пиры, но тот же Луциллий пишет, что и самые изобильные и богатые из подобных пиршеств оказывались невыносимо скучны по сравнению с обедами Сципиона, «приправленными милой беседой».
Позднее, во времена Римской империи, многие из ученых и философов вынуждены были бежать из города на собственные виллы, опасаясь гнева императора.
Сенека — философ, политик и воспитатель императора Нерона — в своих «Нравственных письмах к Луциллию» осуждает бездеятельный досуг на роскошных виллах и призывает своих современников вернуться в города к деятельной жизни. Для того чтобы проиллюстрировать свои рассуждения, он рассказывает Луциллию о судьбе римлянина Ватии, чью богатую виллу он видел во время недавней поездки. Опасаясь проскрипций, то есть объявления вне закона по политическим причинам, Ватия прожил на своей вилле много лет, ни разу не выезжая в Рим, и, по мнению Сенеки, похоронил себя заживо.
Но не менее, чем философские рассуждения, для нас интересно то, что Сенека рассказывает об устройстве виллы.
Ватия был не одинок: многие римляне, видевшие трагическую смерть Сенеки (он покончил с собой по приказу своего воспитанника), предпочитали поступать в соответствии с правилом, которое спустя две тысячи лет сформулирует наш современник Иосиф Бродский:
Если выпало в империи родиться,
Лучше жить в глухой провинции, у моря.
Справедливость этого тезиса в полной мере подтвердилась в эпоху переселения народов, когда виллы стали убежищем для последних знатных римлян среди орд нахлынувших в империю варваров.